Краткая биография С.Н.Рериха

 

 

Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге в семье уже тогда знаменитого русского художника, ученого, писателя и поэта, мыслителя, путешественника, создателя Пакта Мира Николая Константиновича Рериха и матери Елены Ивановны (урожденной Шапошниковой) Рерих, которая принесла миру новое миропонимание. Родители Святослава Николаевича были широкообразованными людьми, обладали многосторонними познаниями во многих областях культуры и культуры России.

С 1914 по 1916 год Святослав Николаевич учился в гимназии К.И.Мая, именно там он получил первые уроки рисования. Отец часто брал его с собой в археологические поездки по древнерусским городам, где он изучал историю и культуру Руси, одновременно продолжая занятия живописью.

Святослав Николаевич вспоминал, как родители сумели развить в нем стремление к познаванию, интерес к знаниям: "Наш дом был полон и предметов искусства, и замечательных книг, и коллекций Николая Константиновича. Мы помогали ему собирать коллекцию предметов каменного века в археологических раскопках. ...В доме была и большая коллекция картин фламандско-нидерландской живописи. Моя Матушка очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за интересами, порывами и чувствами моего брата и меня".

Так развивался интерес к естественным наукам: орнитологии, зоологии, минералогии. С детских лет, учась в гимназии, Святослав Николаевич увлекался и искусством: рисовал, лепил.

С 1916-го по 1918 годы он вместе с семьей живет в Финляндии, а весной 1919 года Рерихи выехали в Лондон, где Святослав Николаевич готовится поступать в Академию архитектуры. Он продолжает занятия живописью и участвует вместе с отцом в создании декораций к постановкам опер «Снегурочка», «Садко», «Князь Игорь».

С 1920 г. живет в США, поступает учиться в Колумбийский университет на архитектурное отделение и после окончания получает степень бакалавра. В это же время пишет много картин, занимается книжной иллюстрацией и графикой.

В 1923 году, когда семья Рерихов жила в Америке, Святослав становится директором Международного культурного центра "Corona Mundi" ("Венец Мира") в Нью-Йорке, основанного Н.К.Рерихом. Здесь Святослав Николаевич организует прогрессивных художников, читает лекции, занимается общественной деятельностью, связанной с подготовкой к принятию Пакта Рериха и Знамени Мира (охрана культурных ценностей во время войн). В это время он входит в состав многих культурных и научных обществ Америки и Европы: Святослав Николаевич - пожизненный член Археологического института США, основатель общества по изучению философии и религии, член редколлегии журнала "Flamma".

В 1923 году Святослав Николаевич прибывает в Индию в составе экспедиции своего отца Н.К.Рериха. Начинается его художественная деятельность в стране, которая дает его искусству благодатную почву. Святослав Николаевич создает полотна на восточные сюжеты, которые приносят ему славу портретиста и пейзажиста. О нем пишут художественные монографии, статьи. Периодически возвращаясь в США, он руководит учреждениями культуры в то время, когда Николай Константинович проводит свою экспедицию по Центральной Азии.

В 1931 году, закончив учебу, Святослав Николаевич переезжает из США в Индию в долину Кулу к своей семье. Все больше и больше своего времени он отдает живописи. Творчески восприняв многие художественные идеи и убеждения своего отца, Святослав Николаевич превращается в самобытного, оригинального художника.

    Изучая культуру, искусство и философию Индии, создает множество замечательных полотен. Наряду с пейзажами пишет много портретов, из которых хочется отметить портреты отца Н. К. Рериха, премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и жены Святослава Николаевича Девики Рани, известной индийской киноактрисы, на которой он женился в 1945 году.

С 1934 года Святослав живет в Индии постоянно. После завершения экспедиции отца, Святослав Николаевич участвует в работе научного института "Урусвати", созданного Рерихами в долине Кулу, где в это время проживает вся семья. Святослав изучает местную медицину, проводит экспедиции, изучает искусство, фольклор, пишет статьи о живописи и искусстве различных районов Индии.

Весть о начале Великой Отечественной войны глубоко взволновала семью Рерихов. Святослав Николаевич телеграфирует советскому послу в Лондон с просьбой о зачислении добровольцем в Красную Армию. Заявление остается без ответа, и тогда он вместе с Н.К.Рерихом организуют в Индии серию выставок своих картин, чтобы средства от их продажи перечислить в фонд Советского Красного Креста и на военные нужды Красной Армии. В 1943 году 23 февраля Святослав Николаевич выступает по Всеиндийскому радио с приветствием советским воинам. Мысли о Родине, помощи ей всегда были главными. "Всегда, во всех наших путешествиях, во всех наших долгих скитаниях по всему миру мы никогда не переставали думать о России, о нашей Родине".

В конце 40-х годов Святослав Николаевич переезжает в южную Индию и живет в городе Бангалоре. Здесь он основывает свою творческую мастерскую. Главная часть его жизни проходит в Индии. В его картинах - яркие краски пейзажей, одухотворенные лица людей. В искусстве Святослава Рериха сливаются русские и индийские традиции живописи. Индия, европейская живопись прошлых веков, русская реалистическая школа живописи и творчество отца, Николая Рериха, - явились истоками творчества Святослава Николаевича. "Моя личная творческая деятельность, - писал о себе С.Н.Рерих, - была связана с творчеством и работой Н.К.Рериха, моего отца, но в моем подходе к художеству и искусству была с ним некоторая разница. Николай Константинович никогда не был заинтересован в портрете, тогда как я начинал как портретист. Я выдвинул человека на первый план".

Девизом Святослава Николаевича и в творчестве и в жизни стали слова: "Будем всегда стремиться к Прекрасному!" Внесение Прекрасного в жизнь через искусство, мысль, действие. Это стремление к Красоте, служение Красоте проходит через всю жизнь. "Мое искусство развивалось во многих странах, - вспоминал Святослав Николаевич, - и несет на себе следы многих стилей, многих стран, народов, исканий". Светоносна и цветоносна живопись Святослава Рериха, его искусство показывает постоянное движение жизни, свойственное всей Вселенной и человеческой личности. В его творчестве - выражение космичности жизни в вечном устремлении к совершенству. "Святослав завоевал себе исключительное место, ему всюду открыты двери. Искусство его высоко оценивается", - писала о нем в своих письмах Елена Ивановна Рерих.

С 1916 года Святослав Николаевич не был на Родине, и, наконец, в 1960 году он приезжает на Родину с выставкой своих картин по приглашению советского правительства. Он радовался встречам с людьми, показывая им в своих картинах прекрасные образы Индии, ее людей, ту красоту, которой живет человечество. "Это приглашение не только дало мне возможность посетить мою Родину, но и видеть вас всех... Искусство является именно тем, что особенно сближает людей, служит дружбе и миру. ...Искусство не только объединяет людей, но и улучшает и поднимает человека", - говорил на встречах С.Н.Рерих.

После возвращения в Индию С.Н.Рерих продолжает заниматься живописью, а также работами по палеонтологии, орнитологии, археологии, медицине.

С 1974 г. выставки картин Святослава и Николая Рерихов становятся регулярными в России. Приглашают и Академия Художеств, и Министерство культуры.

В 80-е годы Святослав Николаевич организует Центр искусств в Бангалоре. Центр включает школу изобразительного искусства, музей древнеиндийского искусства Юга, выставочные залы и художественную галерею Н.К.Рериха. Все это создавалось для детей и молодежи с использованием новых педагогических принципов: воспитания искусством, образами Красоты.

А в России, приехав по приглашению Министерства культуры в 1981 году, Святослав Николаевич участвует в обсуждении плана возобновления деятельности научного института "Урусвати" в Гималаях и принимает участие в создании фильма "Рерих", посвященного Николаю Константиновичу.

На встречах с людьми Святослав Николаевич большое внимание уделял древним связям России и Индии, их дружбе - необходимом условии развития двух стран.

Прожив большую часть жизни в Индии, впитывая ее культуру, общаясь с ее народом, глубоко уважая традиции страны, Святослав Рерих подчеркивал: "Ничто не помешало мне остаться русским человеком... Николай Константинович и Елена Ивановна всегда чувствовали себя частью России. Родители всегда мечтали вернуться на Родину". Они надеялись и верили, что их духовное наследие вернется на Родину.

В 1987 году Святослав Николаевич Рерих приезжает в Москву по приглашению Академии Художеств. В это время состоялась его первая встреча в Кремле с М.С.Горбачевым и в 1989 году по инициативе  Святослава Николаевича был создан в Москве Советский Фонд Рерихов - культурно-просветительская и научная организация (в настоящее время - это Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха). Святослав Рерих выразил желание передать Фонду наследие родителей.

М.С.Горбачев на встрече с С.Н.Рерихом сказал, что "в лице семьи Рерихов мы имеем выдающихся представителей нашей страны, ...внесших большой вклад в развитие мировой культуры". В 1990 году специальным рейсом из Индии наследие было привезено в Россию, воля родителей была выполнена. Картины, архив, библиотека, корреспонденция, записи книг "Живой Этики", реликвии семьи были переданы в дар Родине для использования их в научной и культурной работе и для сохранения последующим поколениям.

Святослав Рерих ушел из жизни 30 января 1993 года в г. Бангалоре (Южная Индия) , оставив людям пример устремления к Красоте, как основе нравственного совершенствования. Его жизнь строилась утверждением Красоты - и в искусстве, и в труде, и в каждом проявлении жизни. Она явилась отражением красоты духа этого великого художника.

 

 

содержание раздела

Hosted by uCoz