Краткая биография С.Н.Рериха |
Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге в семье уже тогда знаменитого русского художника, ученого, писателя и поэта, мыслителя, путешественника, создателя Пакта Мира Николая Константиновича Рериха и матери Елены Ивановны (урожденной Шапошниковой) Рерих, которая принесла миру новое миропонимание. Родители Святослава Николаевича были широкообразованными людьми, обладали многосторонними познаниями во многих областях культуры и культуры России. С 1914 по 1916 год Святослав Николаевич
учился в гимназии К.И.Мая, именно там он получил первые уроки рисования. Отец
часто брал его с собой в археологические поездки по древнерусским городам,
где он изучал историю и культуру Руси, одновременно продолжая занятия
живописью. Святослав Николаевич вспоминал, как
родители сумели развить в нем стремление к познаванию, интерес к знаниям:
"Наш дом был полон и предметов искусства, и замечательных книг, и
коллекций Николая Константиновича. Мы помогали ему собирать коллекцию
предметов каменного века в археологических раскопках. ...В доме была и
большая коллекция картин фламандско-нидерландской живописи. Моя Матушка очень
мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за интересами,
порывами и чувствами моего брата и меня". Так развивался интерес к естественным
наукам: орнитологии, зоологии, минералогии. С детских лет, учась в гимназии,
Святослав Николаевич увлекался и искусством: рисовал, лепил. С 1916-го по 1918 годы
он вместе с семьей живет в Финляндии, а весной 1919 года Рерихи выехали в
Лондон, где Святослав Николаевич готовится поступать в Академию архитектуры.
Он продолжает занятия живописью и участвует вместе с отцом в создании
декораций к постановкам опер «Снегурочка», «Садко», «Князь Игорь». С 1920 г. живет в США, поступает учиться в Колумбийский университет на архитектурное отделение и после окончания получает степень бакалавра. В это же время пишет много картин, занимается книжной иллюстрацией и графикой. В 1923 году, когда семья Рерихов жила в
Америке, Святослав становится директором Международного культурного центра
"Corona Mundi" ("Венец Мира") в Нью-Йорке, основанного
Н.К.Рерихом. Здесь Святослав Николаевич организует прогрессивных художников,
читает лекции, занимается общественной деятельностью, связанной с подготовкой
к принятию Пакта Рериха и Знамени Мира (охрана культурных ценностей во время
войн). В это время он входит в состав многих культурных и научных обществ
Америки и Европы: Святослав Николаевич - пожизненный член Археологического
института США, основатель общества по изучению философии и религии, член
редколлегии журнала "Flamma". В 1923 году Святослав Николаевич
прибывает в Индию в составе экспедиции своего отца Н.К.Рериха. Начинается его
художественная деятельность в стране, которая дает его искусству благодатную
почву. Святослав Николаевич создает полотна на восточные сюжеты, которые
приносят ему славу портретиста и пейзажиста. О нем пишут художественные
монографии, статьи. Периодически возвращаясь в США, он руководит учреждениями
культуры в то время, когда Николай Константинович проводит свою экспедицию по
Центральной Азии. В 1931 году, закончив учебу, Святослав
Николаевич переезжает из США в Индию в долину Кулу к своей семье. Все больше
и больше своего времени он отдает живописи. Творчески восприняв многие
художественные идеи и убеждения своего отца, Святослав Николаевич
превращается в самобытного, оригинального художника. Изучая
культуру, искусство и философию Индии, создает множество замечательных
полотен. Наряду с пейзажами пишет много портретов, из которых хочется
отметить портреты отца Н. К. Рериха, премьер-министра Индии Джавахарлала Неру
и жены Святослава Николаевича Девики Рани, известной индийской киноактрисы,
на которой он женился в 1945 году. С 1934 года Святослав живет в Индии
постоянно. После завершения экспедиции отца, Святослав Николаевич участвует в
работе научного института "Урусвати", созданного Рерихами в долине
Кулу, где в это время проживает вся семья. Святослав изучает местную
медицину, проводит экспедиции, изучает искусство, фольклор, пишет статьи о
живописи и искусстве различных районов Индии. Весть о начале Великой Отечественной
войны глубоко взволновала семью Рерихов. Святослав Николаевич телеграфирует
советскому послу в Лондон с просьбой о зачислении добровольцем в Красную
Армию. Заявление остается без ответа, и тогда он вместе с Н.К.Рерихом
организуют в Индии серию выставок своих картин, чтобы средства от их продажи
перечислить в фонд Советского Красного Креста и на военные нужды Красной
Армии. В 1943 году 23 февраля Святослав Николаевич выступает по Всеиндийскому
радио с приветствием советским воинам. Мысли о Родине, помощи ей всегда были
главными. "Всегда, во всех наших путешествиях, во всех наших долгих скитаниях
по всему миру мы никогда не переставали думать о России, о нашей
Родине". В конце 40-х годов Святослав Николаевич
переезжает в южную Индию и живет в городе Бангалоре. Здесь он основывает свою
творческую мастерскую. Главная часть его жизни проходит в Индии. В его
картинах - яркие краски пейзажей, одухотворенные лица людей. В искусстве
Святослава Рериха сливаются русские и индийские традиции живописи. Индия,
европейская живопись прошлых веков, русская реалистическая школа живописи и
творчество отца, Николая Рериха, - явились истоками творчества Святослава
Николаевича. "Моя личная творческая деятельность, - писал о себе
С.Н.Рерих, - была связана с творчеством и работой Н.К.Рериха, моего отца, но
в моем подходе к художеству и искусству была с ним некоторая разница. Николай
Константинович никогда не был заинтересован в портрете, тогда как я начинал
как портретист. Я выдвинул человека на первый план". Девизом Святослава Николаевича и в
творчестве и в жизни стали слова: "Будем всегда стремиться к
Прекрасному!" Внесение Прекрасного в жизнь через искусство, мысль,
действие. Это стремление к Красоте, служение Красоте проходит через всю
жизнь. "Мое искусство развивалось во многих странах, - вспоминал
Святослав Николаевич, - и несет на себе следы многих стилей, многих стран,
народов, исканий". Светоносна и цветоносна живопись Святослава Рериха,
его искусство показывает постоянное движение жизни, свойственное всей
Вселенной и человеческой личности. В его творчестве - выражение космичности
жизни в вечном устремлении к совершенству. "Святослав завоевал себе
исключительное место, ему всюду открыты двери. Искусство его высоко
оценивается", - писала о нем в своих письмах Елена Ивановна Рерих. С 1916 года Святослав Николаевич не был
на Родине, и, наконец, в 1960 году он приезжает на Родину с выставкой своих
картин по приглашению советского правительства. Он радовался встречам с
людьми, показывая им в своих картинах прекрасные образы Индии, ее людей, ту
красоту, которой живет человечество. "Это приглашение не только дало мне
возможность посетить мою Родину, но и видеть вас всех... Искусство является
именно тем, что особенно сближает людей, служит дружбе и миру. ...Искусство
не только объединяет людей, но и улучшает и поднимает человека", -
говорил на встречах С.Н.Рерих. После возвращения в Индию С.Н.Рерих
продолжает заниматься живописью, а также работами по палеонтологии,
орнитологии, археологии, медицине. С 1974 г. выставки картин Святослава и
Николая Рерихов становятся регулярными в России. Приглашают и Академия
Художеств, и Министерство культуры. В 80-е годы Святослав Николаевич
организует Центр искусств в Бангалоре. Центр включает школу изобразительного
искусства, музей древнеиндийского искусства Юга, выставочные залы и
художественную галерею Н.К.Рериха. Все это создавалось для детей и молодежи с
использованием новых педагогических принципов: воспитания искусством,
образами Красоты. А в России, приехав по приглашению
Министерства культуры в 1981 году, Святослав Николаевич участвует в
обсуждении плана возобновления деятельности научного института
"Урусвати" в Гималаях и принимает участие в создании фильма
"Рерих", посвященного Николаю Константиновичу. На встречах с людьми Святослав
Николаевич большое внимание уделял древним связям России и Индии, их дружбе -
необходимом условии развития двух стран. Прожив большую часть жизни в Индии,
впитывая ее культуру, общаясь с ее народом, глубоко уважая традиции страны,
Святослав Рерих подчеркивал: "Ничто не помешало мне остаться русским
человеком... Николай Константинович и Елена Ивановна всегда чувствовали себя
частью России. Родители всегда мечтали вернуться на Родину". Они
надеялись и верили, что их духовное наследие вернется на Родину. В 1987 году Святослав Николаевич Рерих
приезжает в Москву по приглашению Академии Художеств. В это время состоялась
его первая встреча в Кремле с М.С.Горбачевым и в 1989 году по
инициативе Святослава Николаевича был создан в Москве Советский Фонд
Рерихов - культурно-просветительская и научная организация (в настоящее время
- это Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха). Святослав Рерих выразил
желание передать Фонду наследие родителей. М.С.Горбачев на встрече с С.Н.Рерихом
сказал, что "в лице семьи Рерихов мы имеем выдающихся представителей
нашей страны, ...внесших большой вклад в развитие мировой культуры". В
1990 году специальным рейсом из Индии наследие было привезено в Россию, воля
родителей была выполнена. Картины, архив, библиотека, корреспонденция, записи
книг "Живой Этики", реликвии семьи были переданы в дар Родине для
использования их в научной и культурной работе и для сохранения последующим
поколениям. Святослав Рерих ушел из жизни 30 января
1993 года в г. Бангалоре (Южная Индия) , оставив людям пример устремления к
Красоте, как основе нравственного совершенствования. Его жизнь строилась
утверждением Красоты - и в искусстве, и в труде, и в каждом проявлении жизни.
Она явилась отражением красоты духа этого великого художника. |